Когда в 2015 году завершилось серийное производство грузовичков «Валдай», мало кто мог предположить, что в скором времени горьковский автозавод – головное предприятие группы «ГАЗ» – представит настолько интересную новинку. В последние дни июля 2020 года на Горьковском автозаводе были собраны первые предсерийные образцы среднетоннажного грузового бескапотного автомобиля «VALDAI NEXT».
Логично предположить, что опустевшую нишу устаревшего «Валдая», массово выпускавшегося с 2007 года, автопроизводитель заполнит не менее важной недавней премьерой ГАЗель NEXT 4.6, где индекс обозначает полную массу транспортного средства. Но заводчанам показалось что этого недостаточно, что, в общем, верно. Расширение линейки модельного ряда позволит оперативно лавировать между требованиями потребителей и меняющимися стандартами.
Грузовик для города
Если проанализировать непрерывное обновление модельного ряда горьковских среднетоннажных грузовиков, которое продолжается уже около восьми лет, то в дополнение к капотному «Газону» поколения NEXT, исповедующему традиции классической архитектуры грузовых автомобилей из Нижнего Новгорода, так и просится типовой современный «Cab over Engine», так популярный у ретейлеров и вообще хорошо подходящий для задач дистрибьюции и городской логистики. Этот городской грузовик полной массой 6,7 т займёт продуктовую нишу между «тяжёлыми» модификациями «ГАЗель NEXT» полной массой 4,6 т и среднетоннажным грузовиком «ГАЗон NEXT», полной массой от 8,7 т.
Бескапотная компоновка автомобиля позволила обеспечить довольно комфортный радиус поворота: 6,2 м на короткой базе и 7,2 м на длинной. А благодаря компактной кабине на раме высвобождается монтажная длина надстройки, поэтому машена остаётся манёвренной, а грузовое пространство используется более эффективно.
Плод содружества
«Валдай NEXT» – это продукт вполне традиционной мировой стратегии автомобилестроения. Когда недостаточно времени для разработки своего актуального рыночного продукта с чистого листа, привлекают стратегического партнёра. Далее стороны изучают возможности совместного использования существующих технологий и агрегатной базы, подстраивают продукт под конкретный рынок и приступают к массовому производству.
«Валдай» нового поколения, появившийся в 2020 году – плод именно такого сценария сотрудничества. Внешне – это чистокровный «азиат» с компактной кабиной характерных форм, огромным ветровым стеклом и ниспадающими подоконными линиями. Всё потому, что кабина взята у Foton Motor Company – нынешнего стратегического партнёра группы «ГАЗ». Но это не перелицованная копия китайского грузовика. Рама и агрегатная база нового «Валдая» свои собственные.
Серийное производство новинки запланировано до конца 2020 года.
Векторы применения новинки
Применение бескапотной компоновки позволило увеличить монтажную длину рамы на 1,1 м, что даёт возможность устанавливать все типы специальных надстроек, запланированных для данного шасси. Основное направление использования «VALDAI NEXT» – городской развозной фургон. Кроме этого, на базе автомобиля будут выпускаться различные варианты специальной техники для городского хозяйства. А высокая степень унификации бескапотной версии автомобиля по шасси со «старшей» линейкой грузовиков «ГАЗон NEXT» (рама, мост, передняя ось, передняя и задняя подвески, тормозная система) позволит снизить эксплуатационные затраты для клиентов, которые эксплуатируют разные модели автомобилей ГАЗ.
Конструктив с запасом
Новая машина идёт в комплекте с уже знакомым двигателем Cummins ISF 2.8 (Евро-5). Для тяжёлой серии мощность силового агрегата увеличена до 133 л.с. Соответственно, вырос и крутящий момент. Максимальный – 353 Н·м, доступен уже при 1500 об/мин и сохраняется вплоть до 2800 об/мин.
Двигатель агрегатируется с новой 6-ступенчатой коробкой передач, разработанной на ГАЗе. Она позволила добиться относительно низкого уровня расхода топлива во время езды. Новая КП имеет синхронизаторы на всех передачах и способна работать с крутящим моментом до 450 Н·м. А если есть необходимость смонтировать спецнадстройки, пожалуйста, предусмотрен люк для КОМ.
Будет два варианта комплектации с минимальной разницей в цене. Отличия комплектаций в наличии/отсутствии кондиционера и 2DIN-магнитолы и камеры заднего вида. Необслуживаемая карданная передача отсылает крутящий момент на ведущий мост с одинарной гипоидной главной передачей, полностью разгруженными полуосями и шестерёнчатым дифференциалом. Передаточное отношение главной пары – 6,57.
Новый «Валдай» оснащён пневматической тормозной системой от компании Wabco и дисковыми вентилируемыми тормозными механизмами на всех осях. Конструктивно «пневматика» рассчитана на автомобиль полной массой до 8,7 т. Предусмотрена возможность отбора воздуха для потребителей надстройки и подкачки шин.
Жесткость рамы на кручение удалось увеличить на 30 %. Для этого использовали сталь 07ГБЮ (предел текучести 360 мПа), взамен 15ЮТА (предел текучести 275 мПа) и применили дополнительные поперечины. Поработали и с конструкцией стабилизаторов, заодно оптимизировали геометрию подвески в сторону увеличения хода, что важно при езде по дорогам низких категорий.
Электронные ассистенты и конкуренты
Габаритная ширина кабины – 2060 мм. Рулевая колонка имеет регулировку по высоте и углу наклона. Руль довольно острый – 4 оборота рулевого колеса от одного крайнего положения до другого.
В этом грузовике водитель отнюдь не обделён широким набором электронных систем помощи: ABS, EBD, ESP. Есть всё! В кабине предусмотрено дополнительное автономное отопление и кондиционер. Есть сенсорный дисплей 9” Multi Touch, громкая связь, FM-тюнер, видеовход для камеры заднего вида, AUX и Bluetooth.
Ключевое преимущество «VALDAI NEXT» в том, что это не очередной локализованный японский, корейский или китайский грузовичок, а местное изделие, построенное в сотрудничестве со стратегическим китайским партнёром. А насколько надёжен новый продукт – покажет практика…