От «эмки» до «ГАЗона»: как ГАЗ встретил 85-летие. ГАЗ отмечает юбилейную дату

Наладить экспорт автомобильной продукции из России в более чем 90 стран, разработать линейку моделей с правым рулем, заменить на российском рынке ушедший «ЗИЛ» планирует «Горьковский автозавод», который в 2017 году отмечает свое 85-летние. «Газета.Ru» изучила культовые модели предприятия и выяснила, где в мире будут ездить на российских авто.
 

Горьковский автомобильный завод, входящий в «Группу ГАЗ» Олега Дерипаски, в 2017 году отмечает свой 85-летний юбилей. С именем ГАЗа связана масштабная автомобилизация страны – техника предприятия использовалась в сельском хозяйстве, организации пассажирских таксоперевозок и других отраслях.

С момента основания ГАЗ выпустил более 18 млн грузовых и легковых автомобилей, освоил производство свыше 350 моделей и модификаций техники. Самыми известными моделями ГАЗа считаются «эмка» и «полуторка» ГАЗ-АА, грузовые автомобили ГАЗ-66, ГАЗ-52 и ГАЗ-53, легковые автомобили «Победа», «Волга» и «Чайка».

МИЛЛИАРД ДОЛЛАРОВ НА РАЗВИТИЕ
На сегодняшний день «Группа ГАЗ» — один из ведущих производителей коммерческого транспорта в России. Холдинг объединяет 13 предприятий в восьми регионах России, где трудятся более 40 тыс. человек. Здесь производят не только автомобильную технику, но и узлы и компоненты, а также ведут контрактную сборку автомобилей иностранных марок по полному циклу.

За последние годы на ГАЗе было модернизировано свыше 600 тыс. кв м производственных площадей, построены новые сварочные линии, окрасочный комплекс, цех штамповки и автокомпонентные производства, создана линейка автомобильной техники нового поколения. Всего за несколько лет было инвестировано свыше $1 млрд.

В результате производитель занял долю в 50% на российском рынке в сегменте легких коммерческих автомобилей, а в сегменте среднетоннажных грузовиков его доля достигает около 70%. Кроме того, он вошел в десятку крупнейших производителей коммерческого транспорта в Европе.

У «Группы ГАЗ» есть свой объединенный инженерный центр с числом сотрудников более 600 человек. Он работает вместо с государственными структурами, потребителями и с профильными ВУЗами. В частности, «ГАЗ» организовал две кафедры в Нижегородском государственном техническом университете (НГТУ), где преподают инженеры и производственные менеджеры компании.

В числе перспективных разработок, над которыми работает предприятие — электротранспорт, машины с автоматизированными системами помощи водителю и беспилотники.

СОВРЕМЕННОСТЬ
В настоящее время «Горьковский автозавод» выпускает широкий модельный ряд легких и среднетоннажных авто. На базе автомобилей ГАЗ изготавливается свыше 300 видов спецтехники: например, машины скорой медицинской помощи, школьные автобусы, автоцистерны, самосвалы, эвакуаторы, инкассаторские автомобили и другие.

При этом за последние пять лет предприятие полностью обновило свой продуктовый ряд и создало новое поколение автомобилей под названием NEXT. Это грузовой и грузопассажирский автомобили «ГАЗель NEXT», среднетоннажный грузовик «ГАЗон NEXT», цельнометаллический фургон и маршрутный микроавтобус «ГАЗель NEXT», а также сотни их модификаций для различных видов бизнеса, пассажирских перевозок, коммунального хозяйства, социальной сферы.

ЭКСПОРТ ПО ВСЕМУ МИРУ
Учитывая долю рынка, которую занимает ГАЗ в России, главным инструментом для наращивания объемов производства в компании называют экспорт.
Так, если в 2013 году продукция предприятия экспортировалась в 23 страны, то в 2017-м – уже в более чем 40.

При этом, как рассказал «Газете.Ru» директор «Группы ГАЗ» по экспорту Леонид Долгов, через пять лет предприятие планирует продавать свои автомобили уже в 90 странах. Соответственно ожидается, что доля экспорта в общих продажах предприятия к 2021 году достигнет уже 40%. Для сравнения, по итогам 2016 года на долю экспорта приходилось 17%.

Предприятие уже давно закрепилась в странах СНГ, поэтому ощутимо наращивать объемы экспорта можно только за счет дальнего зарубежья. В настоящее время, по словам Долгова, компания обозначила для себя пять зон, в которых емкость рынка позволяет окупить экспортные вложения. В них имеется постоянный спрос на недорогую надежную автомобильную технику, которая способна работать в самых жестких условиях на порой не самом качественном топливе.

Первая группа стран – это страны Ближнего Востока. Уже ведутся продажи автотехники в Иордании, в июне 2017 года компания подписала соглашение с дистрибьютором Al-Sultan на поставки легких коммерческих автомобилей «ГАЗель NEXT» в эту страну. «Группа ГАЗ» также планирует занять позиции в Иране, а по завершению военных действий — в Ираке и Сирии.

В числе других важных экспортных рынков для «Группы ГАЗ» – страны Африки. В частности, в этом году подписан меморандум с министерством образования Ганы о поставке школьных автобусов «ГАЗель NEXT». Кроме того, налажены поставки в Эфиопию и Египет. Есть планы по поставкам в Марокко, Камерун, Сенегал.

С появлением праворульных модификаций «Группа ГАЗ» будет изучать интерес к поставкам автомобилей в Кению и Танзанию. А в ноябре она подписала меморандум о взаимопонимании с одной из крупнейших частных индустриальных компаний Саудовской Аравии — HAKA GROUP. Стороны договорились о совместной работе над выводом линейки коммерческой техники марки ГАЗ на рынок Саудовской Аравии. В перспективе также планируется организовать производственную площадку, которая будет создана при финансовой поддержке саудовского правительства.

В числе приоритетных направлений для экспорта также называют страны Латинской Америки, а главным образом Кубу, Никарагуа и Боливию. А в Азии — это Вьетнам и Филиппины. Так, в сентябре компания подписала соглашение о сотрудничестве с филиппинской бизнес-группой Eastern Petroleum, которая получила права на дистрибуцию и послепродажное обслуживание легкой коммерческой техники ГАЗ на территории Филиппин.
Помимо этих пяти зон, существуют и другие приоритетные направления. Например, в августе была открыта собственная дочерняя компания в Турции.

Для развития экспортного направления в 2017 году производитель начал разработку модификаций техники с учетом особенностей и технических требований различных стран: автомобили для жаркого климата, высокогорья, двигатели экологического стандарта «Евро-6», машины с правым рулем.